Программы для создания и редактирования блок-схем на пк

Содержание

Как сделать блок-схему в Microsoft Word

Все инструменты, необходимые для создания потоковых диаграмм в Microsoft Word 2013, 2016 или 2016, находятся в пределах Инструменты рисования, Но сначала сделайте эти три предварительных шага:

Максимизируйте свою область страницы. Свернуть ленту слизать маленькую стрелку вверх (или нажмите Ctrl + F1) справа, поэтому отображаются только названия вкладок.

Показать сетку. Нажмите на Посмотреть вкладку и нажмите Сетки флажок. Сетка помогает вам выровнять и изменить размер символов потоковой диаграммы так, как вы можете привязать их к линиям сетки.

Вы также можете настроить линии сетки: Макет страницы> Упорядочить> Выровнять> Настройки сетки,

Используйте холст для рисования. Вставка любой фигуры или «рисунка» в документ Word автоматически создает холст для рисования. Вам придется изменить размер холста, чтобы создать всю блок-схему.

Как говорится на этой странице поддержки Microsoft, это особенно полезно при использовании различных фигур (как на блок-схеме). Кроме того, вы можете настроить сам холст для рисования для создания привлекательных фонов для вашей потоковой диаграммы.

Теперь давайте начнем кропотливую работу по вставке наших фигур и соединению их всех вместе. Всегда полезно, если вы сначала наметите это на бумаге, а затем используете Microsoft Word, чтобы придать ему законченный вид. Грубый набросок поможет вам понять макет страницы в Word. Процесс прост, но использование некоторого планирования с использованием этого «инструмента планирования» экономит время.

Все необходимые символы можно найти на Вставить вкладку> Фигуры, Нажмите на выпадающее меню для Формы,

  1. Символы аккуратно организованы под блок-схема группа.
  2. Выберите форму. Например, любая форма, которая выглядит как овал, может представлять «Старт».
  3. Нажмите на область холста, удерживая левую кнопку, перетаскивая мышь, чтобы добавить форму. Вы также можете дважды щелкнуть по любой фигуре, чтобы автоматически добавить ее на холст. Переместите и измените его размер.
  4. Добавьте текст, нажав на форму и введя текст в поле с надписью.
  5. Соедините две символические формы с помощью стрелок или соединителей. В отличие от простых стрелок, соединители остаются соединенными с фигурами. Два основных типа разъемов, доступных в раскрывающемся списке «Фигуры»: локоть а также изогнутый,

Замечания: Соединители работают так, как задумано, только между фигурами, размещенными на холсте для рисования.

Например, вы можете вручную переместить соединители в любые точки соединения (представленные крошечными синими точками на фигурах). Точки соединения закрепляют соединители на месте, и вы можете перемещать фигуры, не смещая соединители. Это дает вам большую гибкость при изменении блок-схемы, перемещая вещи вокруг.

  1. Добавить да или же нет к соединителям, ответвляющимся от фигур Решения, вставляя текстовые поля рядом со стрелками соединителя. Вы также можете использовать ручку поворота, чтобы повернуть текстовое поле.

Советы по выравниванию фигур

Есть несколько способов сделать это.

  1. Рекомендуемый способ — сделать это правильно с первого раза. Используйте линии сетки и нарисуйте их с одинаковой шириной, когда вы размещаете их на холсте.
  2. Нажмите на отдельные фигуры и перетащите их на новые места. Если у вас много фигур, это может занять очень много времени. Линии сетки помогут вам зафиксировать их на месте.
  3. Выберите все формы, которые вы хотите выровнять. На Формат нажмите вкладку выравнивать выпадающее меню. Выбрать Выровнять выбранные объекты и используйте инструмент выравнивания, чтобы выровнять фигуры автоматически.

Советы по выравниванию блок-схемы

После создания блок-схемы вы можете аккуратно выровнять диаграмму в соответствии со страницей.

  1. Сгруппируйте все формы и соединители. Выберите все формы и разъемы. На Формат нажмите вкладку группа выпадающий и выберите группа,
  2. От выравнивать проверка выпадающего списка, если Выровнять по марже пункт выбран. Затем нажмите Выровнять Центр и / или Выровнять по середине,
  3. При желании измените размер холста, перетаскивая угол или края.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
  8. определение – волнистая линия
  9. дополнение – пунктир;
  10. обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
  11. деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
  12. причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

И сложное именное:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Программа для создания блок-схем

В процессе изучения и преподаванаия информатики, в частности темы основы программирование у нас появляется необходимость строить блок-схемы, которые графически отображают алгоритм работы программы и помогают нам наглядно представить её выполнение.

Многие из нас уже не один раз встречались с различными программами, которые помогали нам рисовать блок-схемы к создаваемым нами программам. В самом простом варианте это были обыкновенные графические редакторы, многие просто использовали для этого векторный редактор текстового редактора Word.

Но, естественным образом, в каждой из примененных нами программ появлялись какие то неудобства, что мешало нам нормально рисовать блок-схемы.

Сегодня я хочу рассказать Вам об одной из наиболее удобных программ для создания блок-схем, которая довольно неплохо справляется со свои предназначением.

Эта программа? свободное программное обеспечение. Вы можете распространять или изменять его при условиях соответствия GNU General Public License опубликованной Free Software Foundation.

Программа распространяется в надежде на то, что приложение будет полезно, но БЕЗ ВСЯКИХ ГАРАНТИЙ; не гарантируется даже ПРИГОДНОСТЬ или СООТВЕТСТВИЕ КАКИМ-ЛИБО ТРЕБОВАНИЯМ.

Прочитать подробности и скачать эту программу Вы можете на сайте http://live.gnome.org/Dia

А сейчас давайте разберем её основные возможности и посмотрим почему она полезна нам — учителям информатики.

Для тех, кто не любит читать (сам такой), смотрите объяснение в видеоуроке.

После того как мы скачаем и установим программу, запустим её и увидим главное рабочее окно со стандартным расположением панелей инструментов, строки меню и рабочей области.

Для того, что бы начать рисовать диаграмму, нужно просто выбрать необходимый инструмент и с помощью мыши на рабочем месте отобразить его. Размер каждого элемента свободно изменяется в любое время, поэтому за него не нужно волноваться.

Практически в каждый из объектов мы можем вставить надпись, что естественно требуется при создании блок-схемы на уроке информатики. Курсор для её добавления появляется сразу после того, как мы нарисовали фигуру. Если Вы не добавили сразу надпись, то просто выделите фигуру и на панели инструментов выберите курсор

В наборе инструментов Вы найдете все необходимые элементы блок-схемы, которые Вам понадобятся. Интересной особенность программы является то, что рабочая область программы практически безразмерна, и если у нас довольно большой алгоритм, то мы можем продолжать его рисовать в любую сторону. Рабочая область при этом автоматически увеличивается.

С помощью zoom-а удобно просматривать то, что мы нарисовали, т.к. мы можем детализировать мелкие детали нашей блок-схемы, сделав приближение, а так же просматривать всю блок-схему, отдалив изображение.

При создании блок-схем важно правильно соединять ключевые точки различных её элементов, т.к. при переноси той или иной части блок-схемы, мы можем потерять связи, а это, сами понимаете, не совсем хорошо

При создании блок-схем у нас есть возможность работать с несколькими слоями. Это удобно, когда у Вас есть элементы, которые Вы не хотите изменять и можете просто оставить их на отдельном слое.

Для любителей ровных схем можно поставить опцию в пункте меню вид -> выравнивать по сетке.

Кстати, эту программу можете использовать не только учитель информатики, но и многие другие учителя и не только учителя.

Благодаря наличию библиотек различных элементов, блок-схемы могут создавать учителя физики, рисуя электрические цепи, преподаватели коммуникационных технологий, рисуя схемы сети ПК, химики, кибернетики, и многие другие.

Как видим это свободно-распространяемое программное обеспечение может удобно применять на своих или при подготовке к ним (например, при создании презентации или разработке видеоурока) уроках каждый учитель информатики и не только информатики.

Для чего нужен синтаксический анализ

Синтаксический анализ – это выделение членов предложения по их функциональному значению и описание высказывания исходя из его целевых, эмоциональных, структурных особенностей.

Иногда его называют пунктуационным разбором. Такой анализ более глобален, чем орфографический, морфологический или фонетический.

Научившись самостоятельно делать синтаксический анализ на примере, можно разобраться в структуре высказывания, принципах его построения. Синтаксис и пунктуация взаимосвязаны, поэтому определение схемы дает знания о том, как расставлять знаки препинания.

Таблица или образец синтаксического разбора будут помогать как ребенку в начальной школе, так и студенту лингвистической специальности, изучающему русский язык.

Типы простого предложения

Простое предложение – это высказывание, где есть одно подлежащее и одно сказуемое. Также возможен вариант, когда есть только подлежащее или только сказуемое.

По цели бывают:

повествовательными – автор делится информацией, есть точка в конце;

Классификация по эмоциональной окраске включает в себя:

восклицательные – есть восклицательный знак в конце;

По наличию главных членов простые предложения принимают такой вид:

односоставные – если есть подлежащее, но нет сказуемого, или наоборот;

Когда нет одного из главных членов:

назывные – только подлежащее;

По наличию второстепенных членов высказывания делятся на:

нераспространенные – есть только грамматическая основа;

По критерию полноты выражения предложение может быть:

полным – все члены прописаны, нет недоговоренности;

Учитывая все критерии, по которым делятся предложения, и их характеристики, можно сделать подробный синтаксический анализ по плану.

Типы сложного предложения

Сложное – это высказывание, в котором при идеальном раскладе есть два подлежащих и два сказуемых. Но иногда случается, что есть только два сказуемых или только два подлежащих, одно сказуемое и два подлежащих и т.п.

Сложные высказывания делятся по цели и эмоциональной окраске так же, как и простые.

При определении типа сложного предложения нужно смотреть на наличие союза:

союзное – союз есть;

В зависимости от союза высказывания бывают:

сложносочиненные – союз сочинительный: сюда входят соединительные, противительные и разделительные;

После указания типа придаточной каждая из частей разбирается как простое предложение. Порядок синтаксического разбора такой же, но алгоритм начинается с критерия односоставности/двусоставности.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап:
Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу.
Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап:
по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения
в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор
простого предложения предполагает схему .

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: .

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец:
Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: .

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма

Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми

Bizagi Process Modeler 2.6

Решение от Bizagi, очень распространенное, можно даже сказать популярное, благодаря своей функциональности, простоте и бесплатности. С учетом того, что это решение используется в учебных центрах, имеет множество специалистов, которые с ним знакомы. Решение бесплатное.

Рисование схем процессов.

Рисование довольно удобное (очень похоже на ELMA), соответствует нотации почти полностью (некоторых элементов не хватает). Пока схемы простые, рисовать их одно удовольствие, однако с увеличением сложности схемы, начинаются затруднения у пользователя, например: потеря описаний событий и потоков, причудливое извивание потоков управления, и, что особенно огорчило – групповая потеря форматирования объектами (при копировании объекты сбиваются в кучу, случайно цепляясь к ближайшим потокам управления) – при этом отменить это безобразие невозможно, волшебное Cntr+Z не работает, иногда единственный выход – загрузка с диска предыдущей версии схемы! Bizagi Process Modeler может быть успешно использован в качестве инструмента для рисования процессов по нотации BPMN, если помнить о его «недокументированных особенностях».

Проверка и симуляция

Проверка есть, даже две, но они недоделаны и могут использоваться только на простых процессах. Одна проверка доступна по кнопке, другая выполняется автоматически перед симуляцией. К сожалению, эти проверки выдают разный результат, проверка по кнопке может вернуть «все ОК», а проверка перед симуляцией вернуть ошибку процесса, при этом какая именно ошибка не пишется. Симуляция есть, ее тоже можно использовать только на простых процессах. Для симуляции существует большое количество ограничений: не удалось заставить работать прикрепленные события, подпроцессы в симуляции не участвуют, поток сообщений между пулами, от промежуточного сообщения к промежуточному, токен не передает – работает передача токена только к стартовому событию и т.п. В общем на симуляции можно было бы поставить крест, однако, если вспомнить про ограничение на использование элементов нотации, существующие у ведущих автоматизаторов «IBM BPM» и «ELMA BPM», тогда и к имеющимся возможностям симуляции в бесплатном продукте начинаешь проникаться уважением.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Как составить схему предложения

Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

1. Главные члены предложения

Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения. Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства

Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе

2. Деепричастный и причастный обороты

Теперь, когда выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

3. Предикативные части предложения

Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

4. Разделение предложения на части

Также на схеме указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

5. Выделение всех частей речи в предложении

Чтобы не наделать ошибок, постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

Как рисовать схемы с помощью SmartArt

Схема в текстовый редактор добавляется вставкой в документ рисунока SmartArt. Для этого перейдите на вкладку «Вставка» и в группе «Иллюстрации» нажмите на кнопку «SmartArt».

Появится вот такое окно. В нем нужно выбрать подходящий рисунок. Слева кликните по разделу, в примере «Иерархия», и выберите один из предложенных рисунков. Справа область предпросмотра, посмотрите, как она выглядит, и для чего больше подойдет.

Теперь приступим к размещению блоков. Удалить ненужные можно, выделив его мышкой и нажав кнопку «Delete». Уберите, таким образом, все лишние прямоугольники.

Дальше необходимо добавить блоки. Выделите тот, под которым нужно вставить дополнительные, и на вкладке «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» нажмите на кнопку «Добавить фигуру», в списке кликните по пункту «Добавить фигуру ниже».

После этого снова выделите верхний прямоугольник и добавьте еще один ниже. Здесь же Вы можете выбрать добавление нужного объекта выше выбранного блока, перед ним, или за ним.

После того, как Вы сделаете предыдущий пункт, нужно напечатать текст. Выделите область схемы и на вкладке «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор» нажмите на кнопку «Область текста». Или же на левой границе нажмите на кнопку с двумя маленькими стрелочками.

Откроется сбоку небольшое окошко. В нем нужно ввести текст для каждого из блоков. Здесь маркерами обозначены уровни, а кликнув напротив маркера можно посмотреть, куда будет вписан текст.

Напишите напротив каждого маркера, какой текст должен быть в каком объекте.

Когда все заполните окно для добавления текста можно закрыть, нажав в нем на крестик.

Теперь можно поработать над внешним видом самой схемы. Для этого выделите ее и перейдите на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Конструктор». В группе «Стили SmartArt» можете выбрать любой другой стиль.

Также можно «Изменить цвета» схемы, кликнув по соответствующей кнопке.

Если Вам не сильно подошел выбранный вид, можете изменить его в соответствующей группе. Наведите курсор на любой из предложенных макетов, чтобы посмотреть, как будет выглядеть Ваша схема. Если этот макет подойдет больше, кликните по нему, чтобы выбрать.

Перейдя на вкладку «Работа с рисунками SmartArt» – «Формат» можно изменить любую фигуру или текст. Например, выделим фигуру, нажмем «Изменить фигуру» и кликнем по любой другой из предложенного списка. Для каждой можно изменить заливку, контур или добавить эффект.

Точно так же и для текста, выделите его и можно применить один из готовых стилей, изменить заливку, контур или добавить эффект.

В итоге, у меня получилась вот такая схема.

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Добавление стрелок, соединение блоков

Добавление стрелки (.gif)

У каждого блока (кроме текстового) есть четыре коннектора. Чтобы соединить блоки стрелкой, необходимо навести мышь на один из коннекторов начального блока и нажать левую кнопку мыши. После этого стрелка будет перемещаться вместе с мышью до тех пор, пока не будет произведён клик на другой коннектор. Также в процессе добавления стрелки можно кликнуть по пустому пространству. Данное действие приведёт к добавлению промежуточного узла в стрелку, и новые сегменты будут строиться уже от неё. Если решение начать строить данную стрелку оказалось ошибочным, для отмены действия достаточно нажать клавишу Esc.

Если же нужно соединить два близких блока и не хочется тянуть стрелку, можно перетащить один из блоков к другому нужным коннектором (коннекторы, между которыми будет добавлена стрелка будут подсвечены) и отпустить мышь.

А если требуется вставить блок между двумя другими блоками, не нужно сначала разрывать все уже имеющиеся стрелки. Достаточно перетащить блок на вертикальный участок стрелки так, чтобы она подсветилась, и отпустить блок. Все соединения будут добавлены автоматически.