Железный четверг: что такое directx, и с чем его едят

Почему каждая игра должна переустанавливать DirectX

Следовательно, каждая игра должна установить точную младшую версию библиотек DirectX, в которой она нуждается. Но если вы уже установили определенную версию библиотеки DirectX один раз, то, конечно, игре не нужно запускать установщик DirectX – правильно?

Неправильно! Для игр нет возможности легко проверить, установлены ли нужные библиотеки DirectX. Как отмечает сайт поддержки Steam, установщик Microsoft DirectX является единственным официально поддерживаемым способом проверки правильности установленных файлов DirectX. Игры запускают установщик DirectX часто в фоновом режиме, который устанавливает все необходимые библиотеки и устраняет любые проблемы в системе.

Конечно, не все игры должны запускать установщик DirectX при первом запуске. Для игр, которые используют OpenGL или Vulkan, а не Direct3D DirectX, его не нужно запускать. Некоторые игры также зависят только от основных версий DirectX, таких как DirectX 11, 10 или 9, и не нужно вызывать установщик DirectX, потому что они не используют ни одну из вспомогательных библиотек.

Подробности

Напомним, что DirectX – это графический API, который по умолчанию используется в операционных системах семейства Windows. Он представляет собой набор файлов типа DLL, называемых библиотеками. Разработка компонента ведется компанией Microsoft.

Без установленного в системе DirectX невозможна работа ни одной игрушки. Более того, некоторые специализированные продукты для программистов без этих библиотек тоже работать не будут. Так что эти компоненты необходимы системе.

Иногда производители видеокарт пытаются заменить DirectX на Vulkan или даже OpenGL, но пока это слабо получается. На данный момент именно этот графический API является наиболее популярным. И так будет еще долго.

Однако мы отвлеклись от темы. Пора поговорить о DirectX Control Panel и подробнее рассказать об установке данного приложения в систему. Но сначала о его особенностях и преимуществах. Так будет намного правильнее.

Что это такое?

DirectX Control Panel – это утилита, созданная компанией Microsoft для тонкой настройки графического API. В теории, она позволяет настроить практически все: от уровня детализации до анизотропной фильтрации.

Почему в теории? Да потому, что разработка так и не была завершена и львиная доля функций не работает. Но даже того, что есть вполне хватает для того, чтобы решить все проблемы с совместимостью.

Именно для этого и может пригодиться Control Panel обычным пользователям. Стоит отметить, что после установки программа будет доступна в панели управления Windows. Естественно, где же ей еще быть.

Итак, с самой программой все понятно. Но теперь пора поговорить о том, как установить ее на компьютер. Благо, проблем с совместимостью у нее нет. Она отлично работает на Windows 7-10. Но об этом мы расскажем в следующей главе.

Инсталляция и запуск

Стоит отметить, что приложение нестандартное. Поэтому и процесс установки будет довольно необычным. Здесь нет никакого графического инсталлятора. Все, что требуется – перенести нужный файл в определенную папку.

Естественно, в этом случае обязательно потребуется подробная инструкция. Так как придется вручную перетаскивать файлы. Да еще и в системные папки. Так что делать это нужно аккуратно. Вот необходимый алгоритм действий:

Запустить инструмент можно двумя способами:

  • В том же каталоге в форму поиска введите directx.cpl, затем кликните ПКМ по результату и активируйте первый пункт.
  • Откройте новый элемент в Панели управления (применимо только для Windows XP).

Что еще и как еще? DirectX наше всё

Да не просто рассказывает, а фактически предлагает все сделать за Вас, что мол «Чего тебя грузить, — все-равно ни фига не знаешь и не запомнишь, а я вот знаю как работает вот это в связке с вот этим, зачем нужно вот то, что вылетит вот из этого и куда надевается вот то..

Короче, я всё знаю и готов, собственно, все это собрать сам и всем этим управлять, — ты только скажи че видеть-то хочешь».

Простая аналогия, — Вы кликаете мышкой, чтобы увидеть цветастое окно системы, но понятия не имеете куда там че запускается, откуда подгружается и куда летит, — Вам важен конечный результат.

Так вот, то, что происходит от момента клика до момента результата, — это всё работа DirectX, который таки знал куды надо бежать за тем самым окошком, что за файл подгружать и как его вообще Вам показать.

Куда устанавливается и распаковывается DirectX?

Для начала требуется определиться с версией DirectX. Чаще всего сегодня используется DirectX 10 и DirectX 11, но пользователю желательно посмотреть версию DirectX, которую поддерживает установленная видеокарта и скачать его с официального сайта. После запуска требуется распаковать архив с DirectX в любую папку на жестком диске. После запуска специального приложения (dxsetup.exe) программа укажет пользователю каталог, в который DirectX будет установлен, либо будет устанавливаться автоматически. Обычно он устанавливается в локальный диск C:/ Windows / %SystemRoot% / system32. После того как DirectX будет установлен, пользователь сможет запускать значительную часть требовательных графических приложений и игр.

После появления весьма доступных компьютеров технологии стали развиваться куда быстрее в различных направлениях, а иногда порождать новые, поэтому сейчас и можно услышать в обычной беседе множество непонятных слов, например, DirectX. Некоторые и вам могут о том, куда установить DirectX.

В данной статье речь пойдет исключительно про графическую библиотеку DirectX: зачем она нужна, где используется, кем создана и самое главное — как установить ее на собственный компьютер. Наша статья рекомендуется исключительно начинающим пользователям операционной системы Windows, ведь библиотека DirectX работает только там.

Главное

  • C# — язык про­грам­ми­ро­ва­ния, кото­рый ком­па­ния Мик­ро­софт изна­чаль­но дела­ла для сво­их проектов.
  • Назва­ние чита­ет­ся как «си-шарп».
  • Мно­гие дума­ют, что это отдель­ная вер­сия язы­ка С, но на самом деле нет. В C# дей­стви­тель­но есть мно­го кон­струк­ций, похо­жих на С и С++, но точ­но так же в нём мож­но най­ти эле­мен­ты Пас­ка­ля и Java. Это не раз­ви­тие линей­ки С, а новый язык, создан­ный с нуля.
  • C# — объектно-ориентированный язык, а зна­чит, вся тео­рия про клас­сы, объ­ек­ты и насле­до­ва­ния рабо­та­ет и в нём, но с неко­то­ры­ми оговорками.
  • Спрос на про­грам­ми­стов C# не шкваль­ный, этот язык слож­но назвать мод­ным в 2020 году. Но на нём мож­но делать всё, что нуж­но в 2020-м: от игр и при­ло­же­ний до веб-сервисов.
  • Осо­бен­но хоро­шо он соче­та­ет­ся с эко­си­сте­мой Microsoft.

Что такое DirectX?

Объяснения сложным техническим языком в данном случае неуместны, подобную информацию всегда легко найти на официальных сайтах или же в Википедии. Простыми словами – это библиотека или набор инструкций, которые отвечают за взаимодействие аппаратных комплектующих компьютера и программного обеспечения. DirectX задействует, в основном, видеокарту, но не оставляет без внимания и знает, как открыть другие составляющие ПК, чтобы максимально направить их мощность на то, чтобы воспроизвести или в реальном времени создать элементы игры, заранее написанные разработчиками. Он работает автоматически, поэтому вас не должен волновать вопрос, как включить DirectX 12 на Windows 10. И, да, это не только средство воспроизведения, используемое игроками или обычными пользователями компьютера, но и инструмент для разработчиков, отталкиваясь от которого они находят максимальный уровень взаимодействия между аппаратной и программной составляющими. Тем не менее, вопрос, как переустановить DirectX на Windows 10 x64 или, вообще, нужно ли устанавливать — возникает особенно часто среди первых.

Этот набор библиотек был разработан компанией Microsoft и используется исключительно в операционных системах Windows.

Устанавливать ли библиотеки с сайта «Майкрософт»?

Можно это сделать, но версия не изменится. Для нормального запуска игр необходимо загрузить и установить все обновления, о чем уже говорилось ранее. Свежие версии библиотек система берет именно оттуда. С сайта компании скачивается не программа-установщик, а загрузчик, который берет файлы из сети и только потом устанавливает новые версии вместо устаревших.

Операционным системам новых версий библиотеки эти не нужны, так как все обновления приходят вместе с обновлениями. Для чего нужен DirectX на Windows старой версии? Для того чтобы запустить не самые свежие игрушки, а требующие обновлений.

Как удалить DirectX?

Так как удалить DirectX 12 на Windows 10 порой необходимая процедура для восстановления работоспособности библиотеки, решили выделить процедуру в отдельный пункт. Особенность действия в том, что стандартными средствами системы цель достичь не получится, нужно использовать дополнительные приложения. Чтобы программа заработала, еще нужно отключить встроенную защиту.

Как удалить DirectX для Windows 10

  1. Кликаем ПКМ по значку «Этот компьютер» и переходим в «Свойства».
  2. Переходим в раздел «Защита системы».                                                                                                               
  3. Жмем на кнопку «Настроить».
  4. Выбираем вариант «Отключить защиту системы» и сохраняем изменения.                                               
  5. Загружаем программу DirectX Happy Uninstall.
  6. Устанавливаем ее, открываем и переходим во вкладку «Backup», где запускаем создание резервной копии кнопкой «Start Backup».
  7. Переходим на страницу «Uninstall» и нажимаем на такую же кнопку на вкладке.
  8. Перезагружаем систему и устанавливаем DirectX заново.

Вроде бы мы дали ответы на все распространенные вопросы, касающиеся DirectX. Если же для вас тема не закрыта, можете задавать свои вопросы в форме для комментариев.

Что еще и как еще? DirectX наше всё

Да не просто рассказывает, а фактически предлагает все сделать за Вас, что мол «Чего тебя грузить, — все-равно ни фига не знаешь и не запомнишь, а я вот знаю как работает вот это в связке с вот этим, зачем нужно вот то, что вылетит вот из этого и куда надевается вот то..

Короче, я всё знаю и готов, собственно, все это собрать сам и всем этим управлять, — ты только скажи че видеть-то хочешь».

Простая аналогия, — Вы кликаете мышкой, чтобы увидеть цветастое окно системы, но понятия не имеете куда там че запускается, откуда подгружается и куда летит, — Вам важен конечный результат.

Так вот, то, что происходит от момента клика до момента результата, — это всё работа DirectX, который таки знал куды надо бежать за тем самым окошком, что за файл подгружать и как его вообще Вам показать.

Компоненты

DirectX состоит из нескольких API:

  • Direct3D (D3D): API-интерфейс 3D-рендеринга в реальном времени
  • DXGI : перечисляет адаптеры и мониторы, а также управляет цепочками подкачки для Direct3D 10 и более поздних версий .
  • Direct2D : API 2D-графики
  • DirectWrite : API отрисовки текста
  • DirectCompute : API для универсальных вычислений на графических процессорах
  • Диагностика DirectX (DxDiag): инструмент для диагностики и создания отчетов о компонентах, связанных с DirectX, таких как аудио, видео и драйверы ввода.
  • XACT3 : API аудио высокого уровня
  • XAudio2 : API низкоуровневого аудио
  • DirectX Raytracing ( DXR ): API трассировки лучей в реальном времени
  • DirectStorage : API файлового ввода-вывода, ориентированного на графический процессор
  • DirectML : API машинного обучения и искусственного интеллекта с ускорением на GPU

Microsoft исключила следующие компоненты:

  • DirectX Media : состоит из:
    • DirectAnimation для 2D / 3D веб-анимации, DirectShow для воспроизведения мультимедиа и потоковой передачи мультимедиа
    • Объекты DirectX Media: поддержка потоковых объектов, таких как кодеры, декодеры и эффекты (устарело в пользу преобразований Media Foundation ; MFT)
    • DirectX Transform для веб-интерактивности и режим Direct3D Retained Mode для трехмерной графики более высокого уровня
    • Плагины DirectX для обработки аудиосигнала
    • DirectX Video Acceleration для ускоренного воспроизведения видео (устарело в пользу Media Foundation )
  • DirectDraw : API 2D-графики (устарело в пользу Direct2D )
  • DirectInput : API ввода для взаимодействия с клавиатурами , мышами , джойстиками и игровыми контроллерами (устарело после версии 8 в пользу XInput для контроллеров Xbox 360 или стандартной обработки сообщений окна WM_INPUT для ввода с клавиатуры и мыши)
  • DirectPlay : сетевой API для связи по локальной или глобальной сети (устарело после версии 8 в пользу Games for Windows Live и Xbox Live )
  • DirectSound : Audio API (устарело с DirectX 8 в пользу XAudio2 и XACT3)
  • DirectSound3D (DS3D): API трехмерных звуков (устарело с DirectX 8 в пользу XAudio2 и XACT3)
  • DirectMusic : компоненты для воспроизведения саундтреков, созданные в DirectMusic Producer (устарело с DirectX 8 в пользу XAudio2 и XACT3)

Функциональность DirectX предоставляется в виде объектов и интерфейсов в стиле COM . Кроме того, управляемые объекты , хотя и не являются самими компонентами DirectX, были созданы поверх некоторых частей DirectX, таких как Managed Direct3D и графическая библиотека XNA поверх Direct3D 9.

Microsoft распространяет инструмент отладки для DirectX под названием «PIX».

DirectX 9

Интерфейс DirectX 9 был представлен одновременно с операционной системой Windows Server 2003 и входит в неё в качество основного API взаимодействия с графическим и звуковым оборудованием.

Главным достоинством интерфейса стала поддержка шейдеров. Шейдеры – это специальные подпрограммы, которые необходимы для определения геометрических свойств объекта. Так, благодаря ним предметы в играх могут отбрасывать реалистичные тени, в них могут отражаться другие вещи и так далее. Шейдеры делают игры более красивыми и кинематографичными, виртуальные миры кажутся более натуральными.

Пока не особо понятно, почему компания Microsoft решила имплементировать DX9.0 в серверную операционную систему. Однако в 2004 году она же выпустила Windows XP SP2, и этот API входил в неё. Именно так и началось распространение DX9.0 среди домашних пользователей.

По сути, все игры, выпущены в период с 2004 года по 2009 год, ориентированы на использование DirectX 9. Это же справедливо и для видеокарт. Как настольные, так и мобильные (предназначенные для ноутбуков), они предназначены для работы именно с этим интерфейсом.

Недостатки

  • Сравнительно узкое распространение (нативно встроен только в Windows XP SP2);

  • Ограниченная производительность за счёт не самой правильной работы с многопоточностью.

Кстати! Казалось бы, куда делся DirectX 10? А он никуда и не девался, он есть. Десятая версия интерфейса вышла в 2006 году вместе с операционной системой Windows Vista. Но сама эта среда была настолько «тормознутой» и «глючной», что о ней предпочли побыстрее забыть и создатели, и разработчики игр.

Загрузка

  1. Перейдите на страницу https://www.microsoft.com/ru-RU/download/35.
  2. Выберите подходящий язык в соответствующей графе.
  3. Затем нажмите на красную кнопку, расположенную чуть правее.
  4. Если отобразится окошко «Мы также рекомендуем…», то закройте ее, кликнув на «Отказаться и продолжить…».
  5. Сохраните предложенный файл с именем dxwebsetup.exe.
  6. Далее, откройте его. Это приведет к появлению мастера установщика.
  7. В приветственном окошке примите условия лицензии.
  8. На новой странице откажитесь от панели Бинг, которая будет попросту мешать.
  9. Кликните на «Установить».
  10. Программа загрузит все недостающие компоненты с серверов Майкрософт, а затем распакует их на компьютер.
  11. По завершении процесса закройте окно, нажав на «Готово».
  12. На всякий случай перезапустите ПК.

Проверка

А теперь вам только остается проверить успешность проделанных действий. Для этого очень удобно использовать встроенный инструмент «Средство диагностики». Вызывается он следующим образом:

Нажмите сочетание Win + R.
В появившемся окошке кликните ЛКМ на текстовое поле.
Впечатайте туда или скопируйте текст dxdiag.
Нажмите на кнопку подтверждения ввода.
В новом окошке, где речь идет о проверке цифровой подписи, согласитесь с выполнением процедуры

В дальнейшем оно появляться не будет.
Дождитесь, пока инструмент проанализирует ваш компьютер.
А теперь обратите свое внимание на графу «Версия DirectX.

Установка directx sdk с сайта Microsoft

И щёлкаем на ссылку — Get The Latest DirectX SDK

илиJune 2009 DirectX SDK Now Available (последняя на данный момент версия вышла в июне).

Откроется страница, с которой можно скачать последнюю на данный момент версию DirectX SDK — от девятого августа.

Итак, на следующей странице нажимаете на кнопку Download

. Появится диалог сохранения файла и начнётся скачивание directx sdk:

Кстати, в одной из последних версий DirectX были добавлены технические обзоры двух новых технологий, которые будут использоваться в DirectX 11: Direct2D и DirectWrite. Если знаете английский, обязательно посмотрите соответствующие разделы в MSDN: Direct2d и DirectWrite . Я когда готовил урок, два часа в документации просидел. Жалко, что протестировать не удалось. Думаю, в будущем мы обязательно будем обсуждать данные технологии в рассылке.

После скачивания установочного файла запускаем его. Дальнейший процесс щёлканья на кнопку «Next» я проиллюстрирую картинками:

Далее начнётся установка.

Отличия версий

Все технологии очень быстро развиваются. Это касается и компьютерной графики. Каждая свежая версия DirectX дает разработчикам возможность добавить в игру какие-то новые визуальные эффекты, а старые сделать более красивыми. Для чего нужен DirecX11? Он позволяет сделать очень реалистичный снег, мягкие тени без ощутимого падения производительности. Более старые версии этим похвастаться не могут.

Если говорить проще, то более высокая версия – это более качественная картинка. Но не нужно ждать чудес, так как часто изменения трудно заметны. Скорее всего, эта небольшая разница объясняется тем, что современные игры создаются сразу для всех платформ. А приставки в сравнении с компьютерами гораздо слабее в своих технических возможностях. Как итог: игры на ПК выглядят такими же, как на консолях, вышедших несколько лет назад. Если у приставок есть много ограничений, касающихся графики, то компьютеры этим не страдают.

На вопрос: «Для чего нужен DirectX?» многие пользователи ответят, что он улучшает графику. На самом же деле он позволяет разработчикам сделать игру более красивой. Если она создавалась для девятой версии, то установка десятой абсолютно ничего не поменяет. На графику влияет не только производительность видеокарты, но и поддержка игрой технологии.

Нужно ли устанавливать DirectX с сайта Microsoft? Что это дает?

Кратко: можно, только версию DirectX это не изменит!

Если хотите, чтобы игры запускались нормально — обязательно установите все обновления из Центра обновления Windows, потому что именно оттуда Windows берет свежие версии библиотек. Подтверждение от Microsoft.

На сайте компании Майкрософт, которая разработала DirectX, можно скачать инсталлятор DirectX. На самом деле это не установщик DirectX, а только программа-инсталлятор, которая загрузит из интернета и установит новые версии программных библиотек DirectX. Несмотря на цифры 9, 10, 10.1 и т.п., DirectX имеет и внутреннюю нумерацию, которая имеет отношение к обновлениям. То есть внутри версий возможны исправления и улучшения.

Windows 7, 8 и 10 эти библиотеки, в общем-то, не нужны, потому что требуемые обновления приходят через Центр обновлений. Но если у вас не запускается какая-то старая (2005-2010 годов) игра, использующая DirectX 9, пробуйте установить тот самый инсталлятор. Авось поможет.

Список ошибок DirectX, исправляемые с помощью этого установщика

D3DX9_24.dll -D3DX9_43.DLL
D3DX10. DLL — D3DX10_43.DLL
D3DCompiler_33.dll — D3DCompiler_43.DLL
D3DX11_42.DLL
D3DX11_43.DLL
D3DCSX_42.DLL
D3DCSX_43.DLL
XACTENGINE2_0.dll — XACTENGINE2_9.DLL
XACTENGINE3_0.dll — XACTENGINE3_7.DLL
XAUDIO2_0.DLL
XAUDIO2_1.DLL
XAUDIO2_2.DLL
XAUDIO2_3.DLL
XAUDIO2_4.DLL
XAUDIO2_5.DLL
XAUDIO2_6.DLL
XAUDIO2_7.DLL
XAPOFX1_0.dll -XAPOFX1_5.DLL
X3DAUDIO1_0.dll — X3DAUDIO1_7.DLL
XINPUT1_1.DLL
XINPUT1_2.DLL
XINPUT1_3.DLL

Чтобы проверить, что устанавливается инсталлятором, я скачал программу автономной установки DirectX, которая нужна для установки обновлений DirectX на компьютерах без интернета:

DirectX — загрузка полного комплекта обновлений

Судя по датам, на момент написания этой записи обновления компонентов DirectX выходили 18 апреля 2011 года (обновление от 29.01.2016 г.: теперь все приходит через Центр обновлений другими пакетами).

Загруженная программа — по сути самораспаковывающий архив. Откроем его архиватором 7-zip:

Обратите внимание на имена файлов — в инсталляторе содержатся как файлы, имеющие отношение в DirectX 9 (d3dx9_31, d3dx9_32, d3dx9_33 и т.д), так и к DirectX 10 (d3dx10_35, d3dx10_40 и т.д.). Каждая версия обновляется — выходят новые версии .dll библиотек, добавляются новые

Еще раз напомню: это не обновление DirectX с версии на версию. Это обновление версий программных библиотек и к нумерации 9, 10, 10.1, 11, 11.1 отношения не имеет. Вы не сможете повысить версию установленного DirectX таким способом.

После установки добавятся новые библиотеки и обновятся старые, что даст возможность запуститься тем играм, которые сообщают об ошибке отсутствия d3dx*. Так что попробовать установить можно.

Как проверить версию, установленную на ПК?

Как узнать, какая версия DirectX стоит на вашем ПК:

  • Первый способ предлагают сами разработчики системы Windows:
    1. В пуске в строке поиск введите » dxdiag». После нажмите действие «Выполнить задачу».
    2. Вам откроется средство диагностики Directx.
    3. Далее нажмите вкладку «Система».
    4. В графе «Сведения о системе» будет указана текущая версия.

    Справка. При первом использовании диагностики может появиться окно, предлагающие проверить наличия цифровой подписи драйверов. Рекомендуем нажать кнопку Да, чтобы убедиться в том, что драйверы подписаны издателем, проверившим их подлинность.

  • Второй способ заключается в том, чтобы скачать специальную программу для диагностики компьютера. Она сможет проанализировать все программное обеспечение, которое есть на устройстве, в том числе и версию Directx. На бесплатной основе можно установить PC-Wizard. Пользоваться ей крайне просто:
    1. После установки и запуска дождитесь, пока программа соберет достаточно информации о вашем ПК.
    2. Далее выберите пункт «Конфигурация».
    3. Из списка установленных драйверов нажмите на Directx.
    4. Вам откроется окно с информацией об версии, которая сейчас есть у вас на устройстве.

Если он включен в Windows, почему игры устанавливают его

Если DirectX является частью Windows, почему игры устанавливают свою версию? Короткий ответ заключается в том, что в версиях DirectX царит беспорядок.

Не существует единой библиотеки DirectX Direct3D, от которой зависели бы все игры, или даже нескольких библиотек. Разработчики игр должны ориентироваться на точную версию вспомогательной библиотеки Direct3D. Более поздняя версия библиотеки не может быть использована. Например, если разработчик игры нацелил свою игру на d3ddx10_40.dll, игра не может использовать d3ddx10_41.dll. Требуется версия 40, и подойдёт только этот файл.

Эти файлы находятся в папке C:\Windows\System32 в 64-разрядной системе, а 32-разрядные библиотеки расположены в C: \ Windows \ SysWOW64.

Даже если вы запустили последний установщик DirectX, нет никакой гарантии, что он установит все старые небольшие версии библиотек DirectX в вашей системе. Microsoft также решила не связывать эти файлы библиотеки Direct3D с самой Windows. Даже библиотеки Direct3D, созданные до выпуска Windows 10, например, не все включены в Windows 10. Они должны быть установлены приложением, которое в них нуждается. Как Microsoft в документации, предназначенной для разработчиков игр, «Windows Update и Service Packs не предоставляют никаких дополнительных компонентов DirectX».

Это также усложняется тем, что 32-разрядные игры нуждаются в 32-битных версиях файлах библиотеки, а для 64-разрядных игр требуется 64-разрядная библиотека.

Это похоже на ситуацию с библиотеками Microsoft Visual C++ Redistributable. Различные приложения зависят от разных версий библиотек, и вам нужно установить много разных версий.

Какие проблемы поможет решить директ икс?

У некоторых игроков возникают проблемы с особо требовательными играми нового поколения. Графический процессор не справляется с обработкой данных. Он перегревается и выходит из строя.

Снизить нагрузку на «железо» поможет API DirectX:

  1. Если у вас не запускается игра, посмотрите её системные требования. Возможно, вам нужно обновить API.
  2. DirectX помогает убрать графические артефакты, а также улучшает текстуры, анимацию и шейдеры в играх.
  3. Помогает обрабатывать кат – сцены и видеоролики в играх. Если у вас не отображается кат-сцена – обновите DirectX.
  4. Увеличивает скорость обработки 2D и 3D графики, что позволяет повысить разрешение в играх.

Где скачать DirectX?

Через Центр обновления, загружаются все важные обновления, в том числе и DirectX, поэтому мы советуем вам обновления не отключать.

Microsoft DirectX входит в качестве составной части в операционные системы Windows. Вы можете обновить DirectX, применив последний пакет обновления или другие обновления через Центр обновления Windows.

Многие современные устройства имеют DirectX-совместимые драйверы, иными словами, пользователь должен установить DirectX для использования всех возможностей устройства. На данный момент система обновления драйверов Windows Update позволяет загружать только необходимые библиотеки, а не весь драйвер целиком.

Как возник директ икс?

В начале 2000-х годов Intel сделал упор на выпуск графических процессоров. При этом вычислительным способностям «железа» не уделялось особого внимания. Возникла настоящая пропасть между графическими и вычислительными процессорами. Технологически устаревшие машины не успевали обрабатывать графику, и дальнейшее развитие компьютерных игр было невозможно.

Поэтому, для облегчения вычислительных процессов, корпорация Microsoft выпустила специальный API DirectX. Сначала это был минимальный набор функций, предназначенных для обработки 2D графики. Со временем в комплекс программ добавили средства обработки звука. Так появилась возможность применения в играх стереозвука. 3D текстуры DirectX начал обрабатывать со сборки 6.0, с помощью программы «DX3D».

Зачем нужен DirectX для Windows?

DirectX — это программа для Windows, и пока вы работаете на ПК с Windows и выполняете задачи, связанные с мультимедиа, она вам понадобится. Большинство из нас считает, что DirectX требуется только для игр, но это не так. Как я уже упоминал, большинству сложных программ, использующих 3D-моделирование со сложными звуками или движущимися изображениями, для правильной работы потребуются файлы библиотеки DirectX на компьютере.

Все программы, требующие DirectX, упоминают его на своей странице системных требований, но иногда он не документируется сразу как DirectX. Вместо прямого упоминания о том, что требуется DirectX 9 или DirectX 10, программа может сказать, что требуется технология Direct3D 10, технология Direct3D 9. Поскольку Direct3D является частью API-интерфейсов DirectX вместе с DirectDraw, DirectMusic, DirectPlay, DirectSound и некоторыми другими, установка DirectX решит эту задачу.

Конвейер по обработке графики и звука

Справедливости ради стоит отметить, что DirectX действительно оказался прекрасно работающим решением. Это был настоящий Директор, который имел в своем распоряжении:

  • оборудование – компьютерное железо, включающее все его ресурсы (CPU, RAM, GPU, звуковую карту);
  • технологии – алгоритмы обработки данных;
  • материалы – базы данных, библиотеки текстур, готовые эффекты;
  • существующую инфраструктуру – действующую ОС;
  • аппарат управления и инженерную службу – в лице основного модуля API, обеспечивающего взаимодействие.

Разработчику оставалось дать Директору «Х» четко сформулированное задание и предоставить исходные параметры. Например, в определенной сцене игры должен идти дождь, по небу плыть тучи, освещение пасмурное. А на мокрой дороге требовалось изобразить отражения и брызги. Разрешение экрана VGA, HD, FullHD и такие-то параметры сглаживания. Вот и все. Дальше DirectX сам просчитывал все детали и наносил их на исходный кадр, соответствующий сухой погоде. Видеорядом процесс не ограничивался, и к нему добавлялось соответствующее звуковое сопровождение.

Базовые модули DX

По сути Microsoft бесплатно сделало за разработчиков ту работу, для которой требовались немалые кадровые и финансовые ресурсы. А так, используется слаженное взаимодействие реальных компонентов DirectX, обеспечивающих нужный результат:

  • за объемную и двумерную графику соответственно отвечают «3D» и «2D» компоненты;
  • с музыкой и звуком работают модули «Sound» и «Music», а «X Instruments» позволяет программировать музыкальные инструменты;
  • «Play» необходим для синхронизации объектов сетевых игр;
  • обработка команд пользователя, поступающих с контроллеров, мыши или клавиатуры выполняется блоком «Input», а потоковые медиа сигналы обрабатываются «X Media Objects» и транслируются модулем «Show»;

Я преднамеренно сократил обозначения компонентов. Но все их полные наименования включают слово Direct, например «DirectSetup» или «Direct 2D».

Вы можете сказать, ну и что здесь нового, ведь и до появления ДиректХ компьютер мог с помощью графических и звуковых плат обрабатывать медиаконтент. Так-то, оно так. Но только прогресс не стоит на месте. И задача разработчиков ПО и железа постоянно сводилась к тому чтобы успевать предлагать современные решения, поспевая друг за другом.

Вместо разработки ОС проще совершенствовать ее отдельные компоненты. Так DirectX обновлялся почти каждый год. Некоторые его последние версии были просто оптимизацией предыдущих. А другие предоставили совершенно новые возможности, например в 8.0 впервые появилась работа с шейдерами.

Чем отличаются версии DirectX

Технологии прогрессируют довольно быстро. Каждая новая версия DirectX позволяет программистам добавить какой-нибудь новый эффект в игру, а старые — оптимизировать.

Думаю, наиболее наглядно разницу между возможностями DirectX разных версий покажет это видео:

Обратите внимание на красивые эффекты летящего снега из-под колес машины и мягкие тени в DirectX 11 версии (слева). Справа — гораздо более старая девятая

В принципе, такие эффекты, как мягкие тени и снег из-под колес можно реализовать, ограничившись технологией DirectX 9, но падение производительности будет ощутимым — в «девятке» нет ни оптимизации, ни грамотной реализации подобных эффектов.

Второй пример — игра Crysis 2:

https://youtube.com/watch?v=lSfN7OTUOTA

Считается, что чем выше версия DirectX — тем лучше картинка. Но не стоит ожидать чуда — зачастую изменения не бросаются в глаза. На мой взгляд, главная причина столь малой разницы качества изображения в том, что сейчас игры разрабатываются одновременно для игровых консолей Xbox, Sony PlayStation и ПК. Приставки по сравнению с современными «персоналками» слабы в плане производительности и поддерживаемых технологий. В итоге мы играем на компьютере в игры, графика которых осталась на уровне года выхода консолей, любуясь на размытые текстуры и упрощенные эффекты. Да, есть игры, разработанные или доработанные для ПК, но таких единицы.

Типичный пример межплатформенности — игра Skyrim:

Разница в графике между Playstation 3 и Xbox360 заключается в деталях: на PS3 где-то воды капает мало, на Xbox 360 тени не реагируют на мерцающие источники света. На ПК (в видео обозначен как «Windows») таких проблем нет, плюс видны объекты на дальних расстояниях, но больше никаких улучшений нет. Позже разработчики выпустили набор текстур высокой четкости для ПК-версии игры, но кардинально графику это не улучшило.

Чтобы вы увидели, какую графику способен выдавать компьютер — пример игры, заточенной под использование всех возможностей видеокарты и процессора:

Видите разницу? Красивое освещение, четкие текстуры, плавные движения. Такой уровень детализации был бы недостижим с помощью устаревших технологий DirectX 9 — слишком много объектов находятся в кадре одновременно. Также присутствует много эффектов, которые реализуются силами видеокарт с поддержкой DirectX 10 как минимум.

Возможности графического движка игры Crysis 3:

Вопреки мнению некоторых пользователей, DirectX не улучшает графику в играх, а только дает возможность программисту сделать игру красивее. Если игра разрабатывалась для DirectX 9, то наличие DirectX 10-й версии ничего не изменит. Все зависит не только от возможностей видеокарты, но и от поддержки технологий игрой. Если все совместить — получится просто чудесная игра в плане графики.